Саксофонисты мира
Хотя саксофон предназначался для игры в военных оркестрах, мировую славу он получил как основной джазовый инструмент. После Первой мировой войны, когда джаз достиг пика популярности, сотни джаз-бандов соревновались за аудиторию. Талантливые молодые музыканты старались придать своему исполнению индивидуальность и завоевать публику. Не удивительно, что первыми известными саксофонистами были, в основном, чернокожие парни из Чикаго и Нью-Йорка, ведь джаз – это интеграция «чёрных» ритмов в «белое» общество. Каждый из солистов прошёл собственный путь к успеху и славе.
Коулмен Хоукинс (р.1904) играть на саксофоне начал в 4 года. После окончания музыкальной школы в 1923 г. Хоукинс приехал в Нью-Йорк играть в оркестре Хендерсона. Именно тогда он выработал собственную манеру исполнения в стиле «свинг»: плотный, жёсткий, с грубоватый голос. С 1934 г. он играл в Лондонском оркестре Хилтона, а затем ездил с сольными концертами по Европе, записывал композиции и концерты. В 1939 г. он вернулся в Америку и оказал существенное влияние на развитие только что зародившегося стиля «бибоп». Почерк выдающегося тенор-саксофониста Коулмена Хоукинса - один из самых узнаваемых.
Основоположником «бибопа» считается Чарли Паркер (1920). Он пристрастился к саксофону с 11 лет. Чтобы достичь мастерства, парень в течение четырёх лет играл по 15 часов в день. Профессиональную карьеру Паркер начал в ансамбле, играющем в клубах его родного Канзас-Сити, а в 1939 г. перебрался в Нью-Йорк, чтобы её продолжить. Здесь шла невидимая война между чёрными и белыми исполнителями свинга. Поэтому Паркер и его чернокожие единомышленники создали бибоп – музыку, которую белые не смогут сыграть. Именно саксофонист придумал, как можно разнообразить своё соло, направляя мелодию в разные тональности и играя в разных темпах.
Лестер Янг (1909) пополнил джазовый словарь многими терминами и понятиями. Его почерком стал «прохладный джаз» – абсолютная противоположность жёсткой манере Хоукинса. После отъезда последнего, Янга приняли на вакантное место саксофониста в оркестр Хендерсона. Но парню пришлось уйти: требовалось играть так же, как Хоукинс. Лестер Янг совместно с братом барабанщиком Ли гастролировал по Америке с разными оркестрами и руководил несколькими группами.
Эрик Мариенталь – лицо современной элиты саксофонистов. Он самый востребованный из сессионных музыкантов, играл с Барбарой Стрейзанд, Элтоном Джоном, Билли Джоэлом, его записи звучат в сериалах «Альф», «Санта-Барбара», фильме «Угнать за 60 секунд». Стиль исполнения музыканта – Jazz Fusion. Эрик – талантливый исполнитель и композитор, а так же выдающийся педагог. Своими техническими приёмами он делится в «Видеошколах Мариенталя». Музыкант уже трижды гастролировал в России.
Мир получил талантливейшего саксофониста Дэвида Сэнборна благодаря несчастью. Он родился в 1945 г, а в 1948 г. перенёс полиомиелит. Мальчика спасли, но страшная болезнь поразила хрупкий организм, ему требовался аппарат искусственного дыхания. Один из врачей после осмотра 11-летнего Дэвида порекомендовал ему тренировать лёгкие игрой на духовом инструменте. Мальчик любил игру Чарли Паркера, поэтому выбрал для музыкальных упражнений саксофон. Инструмент спас парню жизнь. Уже в 14 лет он играл с профессиональным ансамблем в клубах ритм-энд-блюз. Сэнборн записывал альбомы со Стиви Уандером, Стингом, Дэвидом Боуи, группой Rolling Stones. В 2012 г. в Москве в Крокус Сити Холле состоялся совместный концерт Дэвида Сэнборна совместно с российской группой «Транс-Атлантик».