Мандолина
Мандолина необходима для полноценной итальянской программы группы Интермуза.
От самого слова «мандолина» веет покоем, гармонией, светлой грустью. В воображении людей этот музыкальный инструмент неразрывно связан с эпохой романтизма. В то время мандолина была очень популярна. Её разновидности путешествовали вместе с владельцами по дорогам Европы, помогая лирическими или героическими песнями зарабатывать на хлеб. О чём пели бродячие музыканты? Конечно же, о любви счастливой и безответной, вечной и забытой.
Почитали мандолину и в знатных домах. В придворных оркестрах обязательно служили мандолинисты. Скучающие аристократки развлекались игрой на сладкозвучном инструменте. Писком моды считалось написание портрета знатной музыкантши с мандолиной в руках, и обязательно кистью маститого художника.
Родительницей мандолины является лютня, известная миру с незапамятных времён. Никто точно не может указать дату и место её рождения. Похожие по форме и принципу звучания инструменты были известны в Древнем Египте, Хеттском царстве, Китае, Персии, Армении, Арабском халифате, Византии. Средневековые европейские лютни имели 4-6 пар струн и отогнутую почти под прямым углом головку грифа. Со временем они набирали всё больше струн, количество которых достигало 24. Лютня зазвучала богаче и ярче, но стала слишком сложной. Сами исполнители шутили: пока лютнист настроит последние струны, первые уже расстраиваются.
Итальянские музыканты XVIII века решили прекратить свои мучения и создали на основе лютни мандолину. Инструменту укоротили шейку, вернули нормальное количество струн – 4 пары, и стали исполнять музыку не пальцевыми щипками, а медиатором. Короткие звуки производятся одним задеванием струны, долгие – техникой тремоло. К середине XIX века лютня была полностью вытеснена с музыкального Олимпа.
Мандолина имеет несколько вариантов изготовления. Наиболее часто используется неаполитанская – каплевидная или грушевидная с выпуклой нижней декой. Миланская, флорентийская и генуэзская той же формы, но имеют 5 или 6 пар струн. Инструмент, нижняя дека которого плоская – это португальская мандолина, а если он к тому же с четырьмя тройными струнами, тогда сицилийская. Выпуклые инструменты звучат мягче и глубже, плоские – резче.
Американские музыканты ХХ века не преминули поработать над мандолиной. На верхней деке плоского инструмента они вырезали две эфы, а форме добавили оригинальные изгибы. Этот вид мандолины называется «блюграсс» по музыкальному жанру, для которого она предназначается.
Мандолина считается универсальным инструментом, потому что одинаково прекрасно звучит соло, в аккомпанементе, в группе. Она встречается в симфонических, оперных и народных оркестрах, незаменима в фолк-ансамблях разных народов и даже успешно выступает в джаз-бэндах. Существуют неаполитанские оркестры, состоящие только из разнотембровых мандолин.
Многие люди путают мандолину и домру из-за их схожей формы. Домра почти круглая, а нижняя дека всегда выпуклая. Кроме этого её гриф длиннее, грифовая головка прямая, а струн всего четыре, хотя их строй такой же, как и у мандолины.