Из истории джаза
Моментом зачатия джаза как жанра можно считать 1619 год, когда первый корабль белых поселенцев привёз в американский штат Виржиния чёрных рабов из Африки. Через сто лет число афроамериканского населения составляло 100 тысяч, а ещё через век – более миллиона. Было бы трудно представить, что такое количество людей не сохранило культурные традиции своей далёкой родины.
Основу европейской музыки составляет мелодия и гармония. В африканской культуре они вторичны, главным является ритм. Им подкрепляется трудовая деятельность и культовые танцы. Когда выполняется сразу несколько видов работ, то одновременно звучит несколько ритмов и темпов, сплетающихся в сложную схему. Это же прикладное значение музыкальной культуры было перенесено на североамериканский континент вместе с её носителями. Для организации и выполнения изматывающей физической работы нужен был подстёгивающий ритм.
Своих инструментов рабам иметь не разрешалось. Поэтому все музыкальные композиции передавались из поколения в поколение в вокальной форме, постепенно видоизменяясь. Совместное проживание людей из разных африканских племён смешивало их обычаи, создавая своеобразную полифонию ритмов. Её основой была система перекликающегося пения работающих людей. Запевала выкрикивал реплики, на которые в свою очередь отвечала группа. Эта система и сегодня прослеживается во многих направления джазовых композиций, когда солист как бы ведёт диалог с оркестром.
Европейская музыкальная культура наложила на ввезённое африканское наследие свой отпечаток. В первую очередь огромное влияние оказала религия. Рабы охотно принимали католичество, потому что оно обещало облегчение жизни, давало надежду на свободу. Воскресные походы в церковь освобождали от тяжёлого труда, религиозные пения отвлекали от тяжёлых мыслей. Уже в середине 18-го века сформировался жанр спиричуэлс – своеобразные духовные песнопения негритянских прихожан. Он отличался от канонических церковных гимнов исполнительскими традициями: импровизация сольная и коллективная, своеобразная ритмика, перекличка. Благодаря спиричуэлсу мир узнал о существовании негритянской культуры.
Спиричуэлс – самый мелодичный из жанров. В разных регионах США образовались ещё и такие виды пения, как: - «ринг-шаут», песня с одновременным коллективным танцем по кругу - «джюбили сонгс», короткие песни, прославляющие Бога - «сонг-сермон», проповедующие песни.
В 1865 г. рабство в США отменили. Чернокожее население страны получило относительную свободу и возможность выбирать профессию, получать образование. Тысячи бывших рабов с плантаций устремились в города, неся с собой музыкальное наследие. В городе они смогли приобретать готовые музыкальные инструменты.
Самым негритянским городом был Новый Орлеан. Там с самого начала сложилась более толерантное отношение к чернокожим. И хотя тяжёлая работа для чёрных не отменялась, у них появилось свободное время. Получать классическое европейское образование могли далеко не все. Но можно было собираться по вечерам на улицах и музицировать в своё удовольствие. Объединение талантов и усилий разноплановых и разнохарактерных музыкантов дало толчок рождению своеобразного, ни на что не похожего, но очень увлекательного жанра под названием «джаз». Который и мы вот уже второе десятилетие играем для вас.