Джаз и Утёсов

А был ли Утёсов действительно джазменом

Принято считать, что основоположником советского джаза является Леонид Осипович Утёсов. Талантливый и артистичный одессит много времени и сил посвятил советской эстраде, был чрезвычайно любим публикой и уважаем властью. Благодаря ему в Советском Союзе зазвучали джазовые мелодии в исполнении отечественных музыкантов. Но был ли Утёсов действительно советским джазменом?

Впервые артист услышал настоящий джаз в тридцатилетнем возрасте на гастрольных концертах американского квинтета Jazz Kings и джаз-банда Сэма Вудинга. А ещё через год Утёсов отправился в турпоездку в Париж и посетил там несколько мюзик-холлов. Ему чрезвычайно понравились красочные костюмированные шоу, великолепные декорации, сценические эффекты. Он загорелся идеей создать нечто подобное на родине. Объединив западные и отечественные традиции, Утёсов создал новый жанр, который назвал «театральным джазом» или теа-джазом.

Начал он с организации оркестра, в котором бы работали музыканты, умеющие играть в джазовой манере. Себя Утёсов считал единственным мастером джаза, хотя на самом деле это было совсем не так. Он обладал музыкальным слухом, освоил несколько инструментов, мог подбирать мелодии на слух, но совершенно не знал нотной грамоты. Он освоил её спустя несколько лет после основания оркестра, все музыканты которого были профессиональными.

Для того, чтобы играть джаз, не достаточно быть талантливым человеком. Утёсов постоянно стремился к красочности и театрализованности концертов. Сложные аранжировки, метроритмика, импровизации солистов его не интересовали, и даже пресекались. На этой почве в коллективе возникали конфликты, зрело глухое недовольство музыкантов руководителем.

Да и джаза, как такового, в СССР почти никто не слышал. Особенно в 30-е, в период крайностей, когда джаз объявлялся то музыкой угнетённых американских негров, то извращением зажравшихся американских капиталистов. Пара пластинок, случайно попавших в страну, не давали полного представления об этом жанре. А та музыка, которую советские деятели искусства слышали во время поездок в Европу, представляла собой оджазированные танцевальные мелодии, стилизованные импровизации, не имеющие никакого отношения к натуральному джазу. Именно такие произведения понятны широкой публике и идеологически «приемлемы» для существующего странопорядка. Поэтому именно в 30-40 годы, когда утёсовский оркестр был на подъёме, он как раз и исполнял такие композиции.

О настоящем джазе страна узнала во время «оттепели» в 50-х годах. Живой джаз приехал в Союз на фестиваль молодёжи и студентов в 1957 г. Его представляли свинговые биг-бэнды и диксиленды, игравшие джазовые импровизации в различных стилях. Утёсов с вершины своей славы не видел никакой разницы. Он был мэтром советской эстрады, его повсюду принимали с уважением и почестями, поддерживая созданный им самим ореол корифея советского джаза. Себя Леонид Осипович ставил на одну ступень с Дюком Эллингтоном, называя того первым джазменом в Америке, а себя – в СССР.

Популярность эстрадного оркестра Утёсова держалась только на таланте и самоотдаче его руководителя. Широкой публике чаще всего было безразлично, что исполняется. Она шла на модного Утёсова. После его смерти залы опустели, оркестр пришлось расформировать.