Стиляги - возрождение интереса
Аксиома «новое – это забытое старое» действительна для всех сфер культурной жизни. Субкультура стиляг просуществовала без малого пару десятилетий и, казалось бы, уже почти сыграла в ящик. Стало покладистым поколение её создателей, у молодых появились свои интересы и предпочтения. Исчезли с улиц кричащие наряды. Полуподпольные джаз, свинг и рок-н-ролл сменила «эстрада». Но такая музыка не забывается насовсем. В каждом новом поколении обязательно появляются исполнители, которые переосмысливают музыкальную культуру своих родителей и преподносят её по-новому. Так случилось и с музыкой эпохи стиляг.
Вряд ли будет большим преувеличение сказать, что её вернули в большую жизнь музыканты, организовавшие в 1983 году рок-группу «Браво». Инструментальный квартет, состоящий из гитариста, басиста, ударника, саксофониста, с ними тогда ещё в адеквате и в самом расцвете вокалистка Жанна Агузарова, собственными силами и средствами записали первую магнитофонную кассету в стиле 50-х. Это было неофициальное издание, распространявшееся «среди своих». И вскоре эпоха доступной магнитной перезаписи пустила её по рукам, запись ушла в народ. За год у коллектива появилось достаточно много поклонников, чтобы организовать концерт в одном из Домов культуры Москвы. История повторилась. Милиция арестовала музыкантов за подпольный концерт, следствие длилось несколько месяцев. Лишь к 1985 году группе удалось получить официальный статус, выйти на сцену и телеэкран, а еще через пару лет вполне официально записать пластинку в студии «Мелодия».
Стиль «Браво» с Агузаровой тяготел к джазу, сёрф-року, биту. Получить признание более широкой публики и одобрение Министерства культуры группе мешал характер солистки. Она, говорят, была склонна к индивидуализму, но попутно Жанна изо всех сил отбивалась от грехов массовой культуры, что ясен пень, было мало совместимо с новым публично-коммерческим статусом группы. Коллективу пришлось с ней расстаться. В течение двух лет длился поиск вокалиста. За это время в ней попробовали свои силы пять солистов, были записаны несколько отличных песен, а коллектив пополнился трубачом.
Лишь в 1990 году «Браво» обрела своего постоянного вокалиста и любимца миллионов Валерия Сюткина. Певцу пришлось пожертвовать своей роскошной шевелюрой, которая никак не подходила под имидж настоящего стиляги, но игра явно стоила свеч. Сюткин принёс в группу не только новый голос, но и новую музыку. Его композиции отличались от того, что группа играла ранее. И даже старые песни зазвучали по-новому.
Стиль «Браво» смягчился, отошёл от джазовых импровизаций и представил слушателям свинг, рокабилли, твист, новую волну, классический рок-н-ролл. В репертуар были включены несколько кавер-версий хитов 50-х. Новый имидж группы был полностью подкреплён атрибутикой стиляг. Обновлённое «Браво» достигла пика популярности. Его песни не только напоминали старшему поколению о юности. Они открыли молодёжи совершенно новый, красивый и гармоничный пласт музыкальной культуры.
К 1995 г. Сюткин «вырос» из «Браво», начал сольную карьеру с ансамблем «Сюткин и Ко». Он продолжает поддерживать традиции стиляг, исполняет популярные шлягеры 50-60 гг. и свои композиции в том же жанре. А в группе «Браво» уже более пятнадцати лет вокалистом работает Роберт Ленц. После возрождения музыкальный стиль пятидесятых уже тридцать лет не выходит из моды. У «Браво» и Сюткина появились сотни последователей и миллионы поклонников.
Интерес к жанру сильно подогрела снятая Валерием Тодоровским в 2008 г. картина «Стиляги». Говорят, историческая действительность в фильме преподнесена не то чтобы уж и достоверно (что неудивительно, ведь это мюзикл). Но, в отличие от большинства современных фильмов о советском прошлом, «Стиляги» показали, что и в рамках прошлого находили себе место отдельные светлые пятна. Вечеринки под «стиляг» вновь вошли в моду. На корпоративах вовсю звучат их песни, а гости танцуют почти забытые танцы.