Мода на советские хиты 80-х и 90-х
Каждый день на постсоветском пространстве появляются новые эстрадные песни, пополняя плей-листы радиостанций. По большинству из них снимаются видеоклипы для телевизионных каналов. Но почему-то почти все они как бабочки живут несколько месяцев, а потом забываются. Да и при жизни воспринимаются равнодушно, не вызывают желания напевать их в работе или на отдыхе. В то же время советские песни и инструментальные композиции слушаются с большим удовольствием. И не только ностальгирующими пенсионерами, но и молодыми людьми, родившимися уже в мире без строящегося социализма. Чем же отличается прошлая и нынешняя эстрада?
Благодаря высокоинтеллектуальным техническим средствам сегодня можно «состряпать» музыкальную композицию буквально за день-два. Музыкальным гением быть не обязательно, достаточно занять своё место в «шоу-бизнесе». Нужно просто написать основную мелодию, ввести её в компьютер, зациклить припевы, куплеты, такты. Через несколько минут машина выдаст несколько вариантов аккомпанемента, аранжировку, оркестровку. Она же и исполнит готовое произведение. Ну конечно, объяснение процесса утрировано, но всё же суть понятна. Что имеем на выходе? Да ничего хорошего. Музыка получается не инструментальная, бездушная, неживая.
То же самое касается и текстов песен. Многое сочиняется по собственному разумению заказчика. В меру его невысокого интеллекта и убогого культурного уровня. Или же целевая аудитория представляется полными идиотами, тогда неглупые люди намеренно подстраивают своё творчество под уровень толпы. Пипл хавает. Достаточно сочинить что-нибудь приблизительно в рифму, типа «Я тебя бум-бум-бум. Ты меня бум-бум-бум», и можно накладывать на это что-нибудь бум-бум-бум музыку. А от бессмысленности слов и безжизненности музыки прекрасно отвлекают внимание яркий видеоряд, двусмысленные сцены и отсутствие некоторых деталей туалета на героях музыкального клипа. Поэтому, когда слушателям предлагается современный репертуар, они могут выделить лишь одну песню из полусотни. Остальные похожи друг на друга, у них меняется лишь темп и обработка.
В послевоенные годы все песни, попадавшие в радиоэфир и на телеэкран, проходили строгую цензуру. Их тексты были выверены до последней буквы, каждый такт просчитан и утверждён. Эстрадные певцы пели патриотические песни, в которых даже любовь шла в направлении, указанном партией, правительством и генеральным секретарём. Но к началу 80-х цензура отпустила свою хватку, позволила появиться на свет свободной музыке и свободным стихам.
В 80-х и 90-х годах музыка была инструментальной, писалась людьми и исполнялась людьми. Треки были, в большей своей части по крайней мере, индивидуальными, разнообразными, неповторимыми, потому что их исполняли музыканты, а не компьютеры. Известна история группы Chic, которой руководил композитор и музыкант Найл Роджерс, основоположник музыкального жанра диско. Ударник группы свои партии исполнял довольно своеобразно. Он время от времени ломал ритм музыки, как будто нарочно сбивался с него. Когда представитель компании Yamaha предложил Роджерсу приобрести их универсальную drum-machine, тот с возмущением отказался: зачем нужен барабанщик, который никогда не сбивается?! В данном случае способность людей ошибаться делает музыку живой, привлекательной, человечной и неповторимой.
Что касается текстов песен, в те годы они чаще были лёгкими, ни к чему не обязывающими. Но они и чаще имели смысл, поэтому легко запоминались. В стихах рассказывалась история, выражались чувства. Поэтому до сих пор, когда мы слышим знакомую мелодию из того прошлого, мы уже мысленно подпеваем, без труда вспоминая слова.