Контрабас

В расширенном составе группы

Контрабасист нередко принимает участие в мероприятиях вместе с основным составом музыкального коллектива Интермуза. И это не случайно. Контрабас – инструмент замечательный и один из самых необычных. Что-то есть в нем, обладающее притягательной силой как для музыканта, так и для слушателя. А вот что именно – об этом и пойдет речь ниже.

Контрабас известен довольно давно в мире музыки. Он используется и в огромных по составу симфонических оркестрах, и в небольших ансамблях самых различных музыкальных направлений – камерных, джазовых, рок-н-ролльных, авангардных, эстрадных и даже этнических. Контрабас принадлежит к группе струнно-смычковых инструментов. Можно сказать, что контрабас – старший в семействе струнно-смычковых: скрипки, альта и виолончели. Старший в том смысле, что он – самый большой по размерам и обладает наиболее низким звучанием. В любом музыкальном коллективе контрабас создает плотную басовую основу звучания, заполняя самый нижний регистр. Известно, что без низких частот звучание ансамбля – будь то симфонический оркестр или маленький джаз-банд – будет неполным.

В живой музыке, которая основана на непосредственном звукоизвлечении музыкантами, этот инструмент замечательно заполнит ту нишу, которая отдается басовым мелодическим линиям. В отличие от бас-гитары, столь популярной в наше время, контрабас дает ни с чем не сравнимое звучание, которое гораздо богаче и колоритнее звучания бас-гитары. К тому же, у контрабаса несравнимо больше возможностей в музыкальном плане. Звучание контрабаса глубже, красочнее, ярче. А самое главное, контрабас намного богаче любого другого басового инструмента в плане высоты регистра и количества октав, в которых он способен звучать. Говоря проще, та же бас-гитара физически не может «дать» таких низких нот, как контрабас.

Хотя контрабас и относится к группе струнно-смычковых инструментов, на нем играют и пальцами, щипковым методом, без использования смычка. Это, естественно, еще более расширяет возможности этого инструмента, окрашивая гамму его звучания в новые тона. Такой способ звукоизвлечения традиционно используется в джазе, рок-н-ролле, свинге, в эстрадной музыке.

Контрабас в такой роли просто незаменим в ансамбле, если коллектив настроен на качественную джазовую или рок-н-ролльную музыку. Знаменитые джазовые импровизации, отличающиеся виртуозностью, огненной энергичностью, замысловатостью рисунка и в то же время легкостью восприятия просто невозможно себе представить без контрабаса. Именно контрабас придает несравненный шарм и «лица необщее выражение» звучанию нашего музыкального коллектива.

А музыкант с контрабасом выглядит по-настоящему стильно и его присутствие в ансамбле всегда выгодно отличает этот ансамбль от любых других, где этого инструмента нет. В заключение можно напомнить, что именно контрабасисту и его роли в музыкальном коллективе, которую сложно переоценить, посвящена культовая пьеса известного немецкого писателя Патрика Зюскинда (автора нашумевшего «Парфюмера»). Пьеса так и называется – «Контрабас».